forex trading logo
Налоги - это цена, которую мы платим за возможность жить в цивилизованном обществе. (Оливер Холмс)

Налоговой кодекс России


Статья 38
Объект налогообложения

Объект налогообложения - реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога.

Смотреть статью полностью

Посетители сайта




Экономическая роль налога на добавленную стоимость

Под налогом понимается обязательный безвозмездный платеж, взимаемый государством с хозяйствующих субъектов и с граждан (юридических и физических лиц) в бюджеты соответствующих уровней по ставке, установленной в законном порядке.

Налог на добавленную стоимость (НДС) - это разновидность косвенного налога на товары и услуги. По своей экономической сути НДС является формой изъятия части добавленной стоимости, создаваемой на всех этапах производства и реализации товара, до перехода его к конечному потребителю.

Схема взимания налога на добавленную стоимость (НДС) была предложена французским экономистом М.Лоре в 1954 г. Это самый молодой из налогов, формирующих основную часть доходов бюджетов. Во Франции он стал применяться с 1958 г. Однако показатель добавленной стоимости значительно раньше использовался в статистических целях. Например, в США он применялся с 1870 г. для характеристики объемов промышленной продукции. В нашей стране показатель добавленной стоимости использовался в аналитических целях в период НЭПа.

Необходимость применения добавленной стоимости как объекта налогообложения для европейских стран была обусловлена построением общего рынка, так как Римский договор 1957г. о создании Европейского Экономического сообщества (ЕЭС) предусматривал с этой целью меры гармонизации систем косвенного налогообложения (т.е. стремление к выравниванию ставок и унификации налогообложения). Наличие НДС в налоговой системе было обязательным условием для вступления в члены ЕЭС.

До сих пор системы НДС в разных странах имеют существенные различия. По состоянию на июнь 1992г. НДС применялся в 82 странах мира.

Распространение НДС можно считать наиболее важным событием налоговой политики зарубежных стран в 70-80-е годы. История не знает другого такого примера, когда налог так быстро бы перешел из области теории в практику и занял среди налогов на потребление доминирующее положение в бюджете большинства стран мира. Причин для роста популярности НДС много, однако, основными из них являются следующие:

- стремление увеличить государственные доходы от налогов на потребление; НДС имеет потенциально широкую базу обложения;

- предпочтение облагать расходы конечных потребителей, а не затраты производителей;

- вступление в ЕЭС, необходимым условием которого является наличие действующей в стране системы НДС.

При решении задачи развития рыночных отношений в России возникла необходимость реорганизации налога с оборота, действовавшего до 1992г. который более чем на 80 % мобилизовался в бюджет в виде разницы между фиксированными государством розничными и оптовыми ценами. В условиях свободного ценообразования исключается возможность формирования бюджета посредством налога с оборота в том его виде, в котором он применялся в СССР. В то же время государство должно иметь стабильный источник доходов бюджета, что и предопределило введение в Российской Федерации с 1 января 1992г. налога на добавленную стоимость. Тем самым обеспечивается равный подход к вовлечению в процесс формирования бюджета всех хозяйствующих субъектов независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Налог на добавленную стоимость - косвенный налог, влияющий на процесс ценообразования и структуру потребления.

Теоретически этот налог определяется как форма изъятия в бюджет части добавленной стоимости. Добавленная стоимость создается на всех стадиях производства и обращения и определяется в виде разницы между стоимостью реализованных товаров (работ, услуг) и стоимостью материальных затрат, относимых на издержки производства и обращения. В то же время методические положения относительно базы налогообложения НДС, которыми руководствуется практика, не совпадают с понятием "добавленная стоимость", что приводит к значительному расширению объекта налогообложения.

Основная функция НДС - фискальная. В среднем НДС формирует 13,5% доходов бюджетов стран, применяющих этот налог.

Кроме выполнения чисто фискальной роли НДС используется как инструмент регулирования экономики, а также как важная составная часть механизма экономической интеграции. В странах ЕЭС налог используется с целью унификации и гармонизации национальных налоговых систем, а также для формирования единой доходной базы бюджета ЕЭС. Кроме того, НДС выполняет важную роль в регулировании внешнеэкономических связей.

Несмотря на популярность НДС, опыт зарубежных стран показывает, что во многих случаях его использование довольно сложно и требует множества дополнительных уточнений и исключений из общих правил.

Перейти на страницу: 1 2

Последние новости

Cамое читаемое

Архив новостей

Случайные статьи


Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.taxesright.ru