forex trading logo
Налоги - это цена, которую мы платим за возможность жить в цивилизованном обществе. (Оливер Холмс)

Налоговой кодекс России


Статья 38
Объект налогообложения

Объект налогообложения - реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога.

Смотреть статью полностью

Посетители сайта




Право на обжалование в системе категорий налогового процесса

Предметом судебного рассмотрения по делам, возникающим из административно-правовых отноше­ний, и некоторым делам особого производства являет­ся разрешение административно-правового спора, т.е. в первую очередь проверка законности действий органов управления.

Согласно статье 85 НК РБ налогоплательщик имеют право обжаловать решения налоговых органов, действия (бездействие) их должностных лиц, если он полагает, что такие решения или действия (бездействие) приняты или произведены с нарушением положений, установленных налоговым или иным законодательством, либо нарушают его права.

В теории права существует понятие акта примене­ния права (правоприменительного акта), под которым понимается официальное решение компетентного органа по конкретному юридическому делу, содержа­щее государственно-властное веление, выраженное в определенной форме и направленное на индивиду­альное регулирование общественных отношений. Таким понятием могут быть охвачены акты ненорматив­ного характера, действия и решения государственных органов, за исключением их бездействия.

В зависимости от формы внешнего выражения акты применения права подразделяются на акты-доку­менты и акты-действия.

Правоприменительный акт-документ — это надле­жащим образом оформленное решение компетентно­го органа, составленное в письменной форме. В свою очередь, акт-действие есть также решение компетент­ного органа, но не составленное в письменной форме. По этому признаку можно разграничить действия и акты, решения налоговых органов. Действия налоговых органов есть правоприменительные акты-действия, а акты и решения — правоприменительные акты-доку­менты. Для актов и решений налоговых органов обяза­тельным является наличие письменной формы.

Кроме того, поскольку в Кодексе не установлено иное, налогоплательщик вправе обжаловать в суд тре­бование об уплате налога, пеней и требование об уплате налоговой санкции независимо от того, было ли им оспорено решение налогового органа, на основа­нии которого вынесено соответствующее требование. Бездействие как объект обжалования есть отсут­ствие должного поведения (решения), имеющего юри­дическое значение для заинтересованного лица.

Процедура обжалования действий, бездействия и актов налоговых органов и их должностных лиц имеет внешнее выражение — присущую ей юридическую форму.

Формой правовой защиты признается комп­лекс внутренне согласованных организационных ме­роприятий по защите субъективных прав и охраняемых законом интересов. В научной литературе выделяют две формы правовой защиты — юрисдикционную и неюрисдикционную. Юрисдикционная форма защиты есть деятельность уполномоченных государством орга­нов по защите нарушенных или оспариваемых субъек­тивных прав.

Кроме обжалования как юрисдикционной формы защиты субъективных прав, налогоплательщик вправе использовать также и неюрисдикционные формы. Неюрисдикционная форма защиты охватывает собой действия заинтересованных лиц по защите субъектив­ных прав и охраняемых законом интересов, которые совершаются ими самостоятельно, без обращения за помощью к государственным и иным компетентным органам.

Для понимания сущности производства по обжало­ванию неправомерных действий (бездействий) налого­вых органов и их должностных лиц важное значение имеет понятие правовой формы, с помощью которой налогоплательщик вправе защищать свои имуще­ственные права. Налоговый кодекс такой формой признает жалобу (ст. 86 НК РБ).

Использование той или иной формы защиты прав налогоплательщиков опирается на собственное осно­вание. В соответствии со ст. 86 НК РБ решения налоговых органов, действия (бездействие) их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу и (или) в общий либо хозяйственный суд, если иной порядок обжалования не установлен Президентом Республики Беларусь.

Жалоба есть обращение граждан по поводу на­рушения их субъективных прав и свобод. Жалобой в налоговом процес­се является правовое требование заинтересованного лица к налоговому органу, вытекающее из налогового правоотношения, на основании юридических фактов, с которыми связываются неправомерные акты налого­вого органа, действия (бездействия) его должностных лиц, и обращенное к вышестоящему налоговому орга­ну (вышестоящему должностному лицу) или к суду для рассмотрения и разрешения в определенном процес­суальном порядке.

Признание обжалования составной процедурой правоохранительного налогового процесса позволяет сделать вывод, что основным участником обжалования является государственный орган, в том числе суд — в случае судебного обжалования. Помимо него, субъек­тами обжалования будут заинтересованные лица (на­логоплательщик, налоговый агент и иные участники на­логовых правоотношений), государственный орган, действия которого обжалуются (по инициативе которо­го принят акт — в случае, если обжалуемый акт принят судом), а третья группа — лица, способствующие осу­ществлению правоохранительного процесса (перевод­чик, свидетель, эксперт, специалист, представитель).

Перейти на страницу: 1 2 3

Последние новости

Cамое читаемое

Архив новостей

Случайные статьи


Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.taxesright.ru