forex trading logo
Налоги - это цена, которую мы платим за возможность жить в цивилизованном обществе. (Оливер Холмс)

Налоговой кодекс России


Статья 38
Объект налогообложения

Объект налогообложения - реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога.

Смотреть статью полностью

Посетители сайта




Проблема  возмещения  НДС при экспорте

Хотя более предпочтительным видится иной вариант: на возврат может претендовать любой экспортер товаров при условии, что сумма НДС, ранее уплаченная поставщику или производителю, фактически поступила в бюджет.

Необходимо отметить, что проблема с возмещением НДС при экспорте существует во всех странах, где функционирует НДС и уплата осуществляется по принципу страны назначения, то есть бюджет страны происхождения товара возмещает экспортеру НДС, который он уплатил своим поставщикам, а импортер уплачивает НДС в бюджет своей страны. Такая система принята, например, в рамках ЕС, где проблема с возмещением НДС в последнее время вышла на одно из первых мест.

Заметим, что также имеется проблема псевдоэкспорта и лжеэкспорта, с которой сталкиваются все страны. Однако и в этих случаях часто присутствует неуплата НДС по внутренним операциям.

В России в начале 2000 г. сложилась ситуация, когда практически единственным средством снижения потерь бюджета, связанная с указанной проблемой - распространилась практика фактически незаконного оттягивания выплаты возмещения НДС экспортерам на значительные сроки.

Все это приводило к изъятию значительных средств из оборота добросовестных фирм-экспортеров, часто являющихся подразделениями крупных интегрированных бизнес структур, имеющих экспортную ориентацию, и ощутимо ухудшало их финансовое состояние, в свою очередь, стимулируя к неуплате налогов.

Естественно, на этой почве возникли различные "схемы" возмещения НДС. С середины 2000 г. государство начало отдавать долги по возмещению НДС, однако указанный бизнес продолжает процветать. По оценкам специалистов в 2001 г. объем возмещения НДС из федерального бюджета в два раза превысил значение, записанное в законе о бюджете.

Такое положение стало возможным из-за того, что практически во всех случаях документы экспортеров находятся в полном порядке. По закону они не обязаны отвечать за своих поставщиков. Поэтому государству необходимо доказать в суде факт сговора экспортера с поставщиками и субпоставщиками в случае, если последние не уплатили НДС в бюджет. Это сопряжено с огромными трудностями, в том числе финансового характера. Если поставщиками и субпоставщиками являются вполне легальные фирмы, то они могут просто показывать увеличение своей налоговой недоимки в бюджет или иметь льготы. Если же формальными поставщиками являются фирмы-однодневки, то их невозможно даже найти. Кроме того, длина цепочек поставщиков ничем не ограничена и может исчисляться десятками. Ни за какое разумное время всех их проверить не удастся. Поэтому бюджет вынужден выплачивать не только всю сумму предъявленного к возмещению НДС, но и санкции за просрочку.

Поэтому с помощью оттягивания момента выплаты НДС проблемы государства принципиально решить нельзя. У любого экспортера всегда остается возможность обратиться в суд, и есть опасность, что это приобретет массовый характер. По крайней мере, в 2001 г. уже значительный объем возмещения НДС осуществлялся на основании судебных решений.

Также налогоплательщик имеет право на проценты за несвоевременный возврат сумм НДС. Проценты за неправомерные действия (бездействие) и решения начисляются до фактического поступления денежных средств на расчетный счет налогоплательщика.

Срок возмещения, установленный статьей 176 НК РФ, состоит из двух периодов:

Первый период равен трем месяцам. Этот срок должен быть соблюден налоговыми органами. Исчисляется трехмесячный срок со дня представления экспортером всех необходимых документов для возмещения НДС. Не позднее последнего дня указанного трехмесячного срока налоговый орган обязан принять либо решение о возврате сумм НДС, либо об отказе произвести такой возврат. В случае принятого решения о возврате, инспекция должна в пределах того же трехмесячного срока направить такое решение в орган федерального казначейства. Ведь именно оно возвращает деньги предприятию.

Второй срок составляет две недели. В пределах этого срока орган федерального обязан произвести возврат экспортеру сумм НДС.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

Последние новости

Cамое читаемое

Архив новостей

Случайные статьи


Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.taxesright.ru